Давно, очень давно собирался писать эту статью, бывало, даже бросал эту и идею и вообще забывал о ней, но так уж получилось, что только недавно руки дошли до пятой серии The Elder Scrolls: Skyrim. Многое писалось о ней, и много людей мне ее рекомендовали. Поиграл… прошел (основную сюжетную линию)… удалил… Игра на пару дней, но не все так сразу. Итак…
Спор — что лучше, как оно начиналось
Известно что история серии The Elder Scrolls началась еще в далеком 1992 году, действительно древние свитки, но мое первое знакомство с The Elder Scrolls началось с Morrowind’а, вышедшем в 2002 году, почти сразу же после моего восторга от первой в моей жизни РПГ Готика «Gothic», когда один мой знакомый, ярый фанат Morrowind’а, стал мне доказывать превосходство Morrowind’а над Готикой. Послушав восторженные высказывания моего друга, я взялся за Morrowind.
В первую очередь впечатлила идея прокачки, это, конечно же, революционная идея, то, что всегда отделяло рпг от реальности, но боевка с неуклюжими ударами персонажа, особенно после игры в Готику, где система боя позволяла порой победить в ближнем бою даже превосходящего по лвл противника, послужила утратой интереса к данной игре и ее отправке и корзину. Возможно, сама по себе внутриигровая история Morrowind’а и заслуживает похвал ее фанатов, особенно учитывая, что после выхода игр Oblivion и Skyrim мододелы создавали новый Morrowind на базе движков этих игр, но даже самая хорошая история становится не интересна, если сам игровой процесс хромает. Что произошло дальше? Следом за Готикой в 2004-м году выходит Готика 2, а затем и ад-дон к ней Готика 2: Ночь Ворона (The Gothic 2: The night of Raven), которая не просто порадовала фанатов игры, но с блеском выдержала всю идейность этой игры. Это и великолепное продолжение истории, благодаря которой игра стала культовой, и улучшение графики, та же самая боевка, но более оптимизированная. Возможно во время выхода Готик и началось так называемое противостояние между мнениями фанатов — что лучше? И, возможно, именно по этой причине Bethesda не стала спешить и выпустила Oblivion лишь к 2006 году, но к тому моменту вышла и Готика 3.
Создатели как Готики 3, так и Oblivion’а весьма большое внимание уделили игровому миру, и порой сам, будучи поклонником обеих игр, любил даже просто путешествовать, что по пескам великой пустыни Варант (в Готике 3), что по довольно немалой провинции Сиродил. Но в обеих играх много минусов, о которых и пойдет речь ниже.
Система прокачки
Система прокачки у каждой игры по своему интересна, и если Готика использовала традиционную систему с накоплением очков опыта с повышением уровня протагониста, хотя и отказалась от простого распределения оных, так как для повышения навыков в ней нужно было общаться к учителям, то в The Elder Scrolls используется совершенно новая, где, как мы писали выше, для улучшения того или иного навыка необходимо выполнять действия, соответствующие этому навыку. Обе игры в вопросе прокачки хороши и минусов здесь практически нет.
Мобы: есть ли смысл качаться?
Вот тут уже игры принципиально различаются, и это пожалуй является для многих делом вкуса, хотя лично я в этом вопросе отдаю предпочтение Готике, но не беря в пример Готику 3, где это уже особо не ощущается. В первых двух Готиках персонаж не имел возможности уйти далеко от базового лагеря, так как система сложности мобов в ней устроена. Например, чем в более отдаленные районы заходишь, тем более «толстые мобы», и это само по себе является практической предпосылкой — прокачать своего персонажа. Это также напрямую переплетено и с сюжетной линией, ведь чтобы пройти игру, нужно посетить довольно много территорий, большинство из которых обитаемы самыми злыми мобами.
В Oblivion’е, и это, к моему сожалению, оказалось также и в Skyrim’е, всю местность можно исследовать буквально на первом же уровне, в том числе и пройти основную сюжетную линию. Ради интереса, я один раз так и сделал, специально не спал, чтобы не повышать уровень. Но сколько лвлов в Oblivion’у не подымай — мобы будут наравне с персонажем усиливаться. Из-за этого теряется интерес к самой прокачке, и игра уже не совсем отвечает требованиям РПГ.
Боевка и геймплей
В данном вопросе уже не буду даже касаться боевой системы Готики 3, так как создатели Gothic, Piranha Bytes, возможно под давлением своих издателей JoWooD Productions пошли по пути «как большинству привычней» — упростили систему боя, отказавшись от той, что была в первых двух сериях, и тем самым практически убили одно из главных достоинств своей игры — боевую систему, а потому в данном вопросе будем рассматривать лишь боевую систему Готики 1 и 2.
С другой стороны, в The Elder Scrolls: Oblivion’е боевая система, в отличие от предыдущей игры Morrowind, значительно была улучшена. Добавилось много экшена, движения стали более реалистичны и динамичны, играть, одним словом, стало возможно. Тут, в отличие от ближнего боя, должен отметить стрельбу из лука, при которой нужно и стрелу натянуть, и прицелиться, и даже рассчитать траекторию полета стрелы и то, попадет ли стрела противнику в торс или голову. И здесь же сделаю шаг назад к Готике 3, в которой это, пожалуй, единственное достижение, объединяющее ее с боевкой Oblivion’а, и в то же время стрельба в первых двух Готиках далека от подобного, но по причинам времени создания игр.
Несмотря на значительное улучшение системы ближнего боя в Oblivion’е, она все же осталась на уровне «махай мечом, стараясь попасть в цель», с единственным разнообразием в виде нескольких силовых ударов с соответствующими эффектами. Несмотря на эти достижения, порой создатели пошли по пути лишь доработки существующей системы боя, а не по улучшению боевой системы в целом. Создатели же Готики пошли по пути регресса, полностью сделав примитивной хорошую боевку.
Прогресс или регресс
И это уже вопрос, возможно, касаемый всей игровой индустрии. Особый упор делается как и в современных фильмах на максимум спецэффектов и минимум содержательности. В играх — это гонка за тем, чье качество графики станет лучше, но при этом зачастую все чаще хромают сюжеты, появляются бессмысленные квесты, ухудшаются боевые системы. Как мы писали выше — в Готике он сошел на нет, в Обливионе был улучшен, но все же сводится к бессмысленному маханию и клац-клац по ЛКМ. Аналогично тут же приведу пример игры Ведьмак (The Witcher), которая по всем параметрам была одной из лучших игр своего времени. Игра, в которой сюжет был на высоте, атмосфера — затягивающая и неповторимая, боевая система хоть и не была построена по типу уворотов и атак Готики, но интересна тем, что нужно было во время выполнять последующий удар в комбо, и главное — великолепные комбо на мечах, основанные на реальных боевых стилях. И что же произошло с Ведьмаком 2? Улучшили графику, в которой от переизбытка красок болят глаза, укоротили сюжет, и, самое главное, свели систему боя до уровня тупого закликивания противника.
Так прогресс или регресс? Решать вам, но от себя лишь отмечу — подавляющее большинство новинок рпг идут по пути примитивизма, по пути коммерческой выгоды, дабы заинтересовать не истинных ценителей ролевых игр, а рядового геймера, для которого все одно — что Counter Strike, что The Elder Scrolls.