Лунные кратеры. Что это такое?

Не правда ли, наивный вопрос? Да на него в состоянии ответить любой школьник, даже изначально ориентированный на гуманитарный тип мышления. Однако не торопитесь с категорическими утверждениями, а вооружившись биноклем, еще раз и более внимательно вглядитесь в лик Селены.

Уверен, каждый раз вы будете находить что-то новое, интересное, многажды виденное ранее, но не замечаемое до настоящего. Нет, не о горах и «морях» пойдёт речь, хотя и они заслуживают не меньшего внимания, а о кратерах, многими тысячами, словно оспинами, покрывающими лик нашей космической попутчицы.

Даже Галилей не поверил своим глазам, когда посредством созданного им телескопа увидел многократно приближенную к своим глазам Луну, когда этот космический скиталец, многие столетия являвшийся символом мистики, романтики и любви, вдруг превратился в обычный, как и наша Земля, космический объект. Но еще не одно столетие потребовалось для того, чтобы поделить его между лириками и физиками, романтиками и прагматиками, слишком крепкими были клерикальные догмы.

Так что же увидел великий жрец через волшебную трубу? Да-да, кратеры! Увидел, предположил, но не смог объяснить феномена. Для своего времени он родился слишком рано. Надо было дождаться 20 века, когда аксиоматической стала теория метеоритов, астероидов и вулканов.

Метеоритная теория. Считается, что основная масса кратеров — суть автографы многомиллионолетней деятельности метеоритов. В силу отсутствия атмосферы там по самому определению не работает механизм выветривания, нет погоды, но есть в широком диапазоне перепады температур, по причине чего рельеф на протяжении миллиардов лет не подвергается денудации. Здесь, в отличие от Земли, нет осадочных пород.

Почему же все лунные метеоритные кратеры имеют правильную концентрическую форму, а при относительно большом диаметре — непропорционально малую глубину и ровное дно?

Казалось бы, глубина воронки, как от взрывающегося снаряда, должна быть равна её диаметру. Но в том-то и дело, что скорости артиллерийского снаряда и метеорита далеко несоизмеримы, что скорость последнего, да еще действующего под прямым углом, может в десятки раз превышать таковую снаряда. Встретившись с поверхностью Луны на такой скорости метеорит, за тысячные доли секунды погружаясь в подстилающие породы на десятки метров, буквально не успевает взорваться. Вся его гигантская кинетическая энергия, за такое же мизерное время переходя в тепловую, по принципу кумулятивного заряда расплавляет вмещающие породы. Естественно, не происходит большого взрыва, но по типу грязевого вулкана происходит выброс расплавленных пород, о чем говорит наличие в этих кратерах пироксенов, оливинов.

Почему метеориты бомбардируют поверхность Луны или Земли под прямым углом, ведь в космическом пространстве эти тела могут иметь совершенно другой вектор движения?

Просто по той причине, что за десятки тысяч километров от цели они попадают в зону гравитационного воздействия планеты. На пути к Земле метеорит, тратя всю энергию на преодоление атмосферы, просто сгорает. А если его величина и скорость позволяют преодолеть этот барьер, врезается в поверхность Земли уже со скоростью обычного артиллерийского снаряда. Соответствующей формы и глубины получается и воронка.

Другое, однако, дело на Луне: при полном отсутствии атмосферы даже при ускорении 1,6 м/сек он набирает скорость десятки км/сек. Вспомните, какую скорость и всего на расстоянии каких-то там 30−35 км набрал в свободном падении из стратосферы Феликс Баумгартнер: преодолел звуковой барьер. Не будь атмосферы, в момент касания его скорость уже приблизилась бы к 2000 км/ч. Воронки от него, конечно, не получилось бы, но мокрое пятно — точно. А ведь прыгал он всего с высоты 39 км.

И еще один вопрос: почему метеоритные кратеры, обильно покрывая континентальную часть Луны, практически отсутствуют на дне «морей», воды в которых со дня сотворения спутника никогда не существовало? Скорее всего, эти «моря» сформировались гораздо позже и, являясь продуктом вулканической деятельности, представляют из себя метаморфическо-магматические образования в форме базальтов, гранитов, гнейсов, сиенитов, диоритов.

Теория вулканов. По аналогии с земными и вне зависимости от степени активности все вулканы за счёт периодических извержений должны иметь конусы выноса (Ключевская сопка, Толбачек, Фудзияма, Этна, Везувий и пр.) И если в земных условиях выбросы за счёт воздушных потоков рассеиваются на многие сотни километров, что значительно замедляет процесс формирования конуса, то в условиях Луны и опять же в силу отсутствия атмосферы такого рассеяния не происходит.

Почему же в таком случае и вулканические кратеры там плоские? Не тянут они и на грязевые, по типу исландских гейзеров или гавайских гайотов, ибо как для первых, так и для вторых, необходимо наличие воды.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: