Почему не стоит злить барсука и медоеда?
Барсук — зверь для северного полушария привычный. Все мы знаем этого коренастого приземистого зверька с вытянутой мордочкой, двумя чёрными полосами вдоль глаз и плотной сероватой шкурой. Кстати, название «барсук» в переводе с тюркских языков означает «серый» (татары звали зверя «бурсык», козаки — «борсук»).
Сегодня — в эпоху свободы и демократии — отдельные остряки позволяют себе покаламбурить и называть именем зверька бары. Вывеска «Барсук» (да ещё разделённая цветом на две части) сразу обретает «глубокий» подтекст, который, впрочем, не мешает посещать это заведение женщинам…
Надо сказать, что классическая серая окраска с двухполосной мордой свойственна, прежде всего, обыкновенному барсуку. Другие же виды — например, барсук американский — могут быть окрашены более пёстро и хаотично.
Внешний облик этих представителей семейства куньих недвусмысленно указывает на то, что они очень «близки земле». Недаром английское название барсука — badger — произошло от французского becheur — «копатель». Копаются барсуки постоянно — то пищу ищут, то норы роют (за эту привычку один из видов — теледу — прозвали «свиным барсуком»).
А. Брем «Жизнь животных»: «Общее впечатление, производимое этим животным, своеобразно: сначала можно подумать, что видишь перед собой скорее свинью, чем хищное животное; свинью же напоминает и хрюканье барсука».
Иногда обустройством и расширением одного подземного жилища занимается несколько поколений барсуков, в результате чего возникают настоящие «барсучьи городки» — разветвлённые, с десятками входов-выходов. Самый масштабный из известных «городков» состоял из 879 метров тоннелей и имел 129 выходов!
Барсучьему таланту быстро и глубоко закапываться средневековые люди порой подыскивали весьма странные объяснения.
Из средневекового «Бестиария»: «Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется „доверху“, он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения».
Как и положено зверю-землекопу, основной рацион барсука составляют грызуны, черви и личинки. Правда, и от более крупной добычи этот хищник не откажется — может напасть даже на телёнка. Американский барсук, охотясь на зайца, нередко берёт себе в «напарники»… койота. Один хищник жертву выгоняет, другой — хватает.
К осени барсук нагуливает побольше жира, после чего погружается в зимнюю спячку, что остальным куньим не свойственно. Недаром мы иногда говорим о каком-нибудь соне: «Спит, как барсук».
Б. Гржимек «Животные рядом с нами»: «Егерь Тома однажды наткнулся на необыкновенно крупного барсука, спящего, похрапывая, среди бела дня под открытым небом. Камень, брошенный егерем и упавший рядом, не разбудил самоуверенного зверька. И лишь когда Тома, подойдя вплотную, громко крикнул „встать“, соня наконец-то вскочил».
Образ жизни зверька сразу отразился на его сказочно-литературном облике. В большинстве книг барсуки напоминают угрюмых и скрытных мещан-домоседов, которые превыше всего ценят свою нору, семью и комфорт.
Т. Х. Уайт «Меч в камне»: «- Так, значит, Мерлин прислал тебя, — сказал барсук, — чтобы ты завершил образование. Что ж, я могу научить тебя только двум вещам — рыть землю и любить свой дом. Впрочем, к этому и сводится истинное назначение философи».
К. Грэм «Ветер в ивах»: «- Барсук, дружище! Идите к нам! — позвал Крыс. Барсук пробежал было шаг или два, затем буркнул: «Гэ, да тут целая компания! «- развернулся и исчез.
— Вот-вот! В этом он весь! — расстроился Крыс. — Просто ненавидит общество. Теперь целый день к нам носа не сунет…
— А если мы сами навестим его? — предложил Крот.
— Что вы! — встревожился Крыс. — Он так заносчив! Да он просто озвереет. Даже я не рискну навещать Барсука в его собственном доме, хотя знаю его давным-давно".
Дразнить этого «конформиста» действительно не рекомендуется — раздражённый барсук не по размерам силён и может оказаться весьма грозным противником. Однако если его не трогать, он вполне миролюбив. Из литературных барсуков я знаю лишь одного явно отрицательного персонажа. Это Томми Брок из сказок Беатрикс Поттер, который похитил детей кролика Бенджамина.
Б. Поттер «История о мистере Тодде»: «Томми Брок был жирным коротышкой с ковыляющей походкой. На его щетинистом лице постоянно блуждала усмешка. У него были дурные привычки. Он разорял осиные гнезда и ел лягушек и червей, которых он выкапывал под покровом ночи при свете луны».
Мех у барсука красив, но грубоват, поэтому особой ценности не имеет (правда, в старину из него делали помазки для бритья).
А. Черкасов «Записки охотника Восточной Сибири»: «Барсучьи шкурки чрезвычайно крепки и употребляются здесь единственно на нагалища, или чехлы для винтовок, потому что барсучья шерсть, жирная на ощупь, имеет особенное свойство, которым так хорошо воспользовались сибиряки: ее не пробивает никакой дождь».
Похоже обстоит дело и с мясом барсука — оно вполне съедобно, но при неправильном приготовлении приобретает крайне специфический привкус. Больше всего ценится барсучий жир, который считается панацеей от простудных, лёгочных и язвенных заболеваний.
Впрочем, на барсуков охотились и ради забавы — обычно с помощью собак. В английском языке даже появился глагол «барсучить», означающий «тревожить» или «раздражать».
Вот кого действительно не стоит раздражать, так это медоеда. Хотя этот обитатель открытых просторов Африки и Азии вовсе невелик (тело — 75 см, вес — 10 кг), у него крепкое тело, острые зубы, короткие когтистые лапы и «безбашенный» свирепый нрав. Спутать его с другими куньими весьма сложно — сверху медоед окрашен в белый, а снизу — в чёрный цвет.
Название вас тоже пусть не обманывает. Мёд он, правда, действительно любит. Для его добычи медоед даже вступает в «преступный сговор» с птичкой, имя у которой тоже говорящее — медоуказчик. Медоуказчик разведывает, где находятся пчелиные гнёзда, после чего «наводит» на них медоеда, тот гнёзда разрушает, и оба «подельника» приступают к пиршеству.
Однако мёд — это лишь незначительная часть рациона зверька. Свирепости и силы медоеда хватает на то, чтобы умертвить варана, трёхметрового питона, черепаху и даже овцу. В Индии эти зверьки были замечены даже на кладбищах, где они раскапывали могилы и пожирали трупы.
Связываться с самим же медоедом осмеливаются немногие. Во 2-й части замечательного к-ф «Наверное, боги сошли с ума» есть смешная сцена, где разъярённый медоед сначала вцепился герою в ботинок, а потом часами того преследовал, пока сам не упал от усталости.
Как оказалось, в этой сцене далеко не всё является режиссёрской фантазией. Недаром Книга рекордов Гиннесса объявила медоеда самым бесстрашным и дерзким зверем в мире. Кто бы ни рассердил медоеда, он всегда кинется в бой. Известен случай, когда два зверька отбили атаку шести львиц (см. ссылку на видео в 1-м комментарии). Поэтому охотники Кении, убив медоеда, стараются съесть его сердце, в котором, по их мнению, заключена сила зверька и безрассудная отвага.