Владимир Карпов. Как из врага народа превратиться в Героя Советского Союза?

Во время Великой Отечественной войны всякое бывало: и Героев Советского Союза, и генералов лишали званий и ставили к стенке. И бывшие «враги народа» становились генералами, маршалами и были награждены Звездой Героя. Интересна в этом плане жизнь Владимира Карпова — солдата и писателя.

Семья Карповых происходила из Оренбурга. Жили как все, работали. Отец Василий Карпов считал себя потомком яицких казаков и сыну Владимиру эту веру передал. В начале 30-х годов семья переехала в Ташкент. Там тепло, там жить легче.

Подросший Владимир после школы поступил в Ташкентское пехотное училище. За время учебы он успел стать чемпионом Средней Азии по боксу в своей весовой категории (средний вес), написал несколько стихотворений, напечатанных в местной газете. Все в его жизни шло если не прекрасно, то по крайней мере — очень хорошо. Еще пара недель, выпуск, два лейтенантских кубаря в петлицу — и принимай пехотный взвод, учи новых подчиненных стрелять, окапываться. Всему, чему научили молодого лейтенанта.

Но уж слишком хорошо у него все получалось. И в учебе один из первых в училище. И поэт. И чемпион по боксу. И друг по училищу — сын генерала, командира училища… Видимо, последнее его и подвело. Кто-то шибко умный накатал донос. Мол, допускает разговорчики о Ленине и Сталине. Нет, не ругает — упаси боже! Просто сравнивает! А в друзьях у него — сын начальника училища!

Начальник училища, генерал-майор Петров, служил в Туркестане с 1922 года. Командир эскадрона, полка, бригады. Участвовал в боевых действиях против басмачей, рос в должностях и званиях. Генерал-майора получил в 1940 году.

Очень прямой и честный человек. Видимо, его честность кому-то не слишком нравилась. Уж больно принципиальный. Да, честный коммунист, боевой командир, орденоносец, награжденный орденом «Красного Знамени», но…

В НКВД пехотного курсанта начали колоть на тему участия в антисоветском заговоре, руководимом руководством училища — лично генералом Петровым. Не сложилось. Мальчишка держался твердо. В общем, следователь вынужден был от идеи заговора отказаться. И впаяли парню 5 лет по одному из пунктов знаменитой 58-й статьи. Ни за что. Как впоследствии писал кто-то из остроумцев: «„Ни за что“ больше 5 лет не давали».

Так в самом начале лета 1941 года оказался Владимир Карпов в лагпункте на лесоповале. Когда началась война, он начал писать письма в Москву, Калинину — с просьбами отправить его на фронт. Пусть не сразу, но письмам дали ход.

На фронте появились штрафные роты. Именно в такую роту Калининского фронта его и направили. Дабы «смыть кровью». С октября 1942 по январь 1943 Владимир был рядовым штрафником.

В штрафных ротах бойцы оставались до первого ранения (это называлось «смыть вину кровью») или до крупного успеха роты в боевых действиях. Тогда особо отличившихся в бою бойцов вместо награждения орденом переводили в линейные части. Владимиру в боях везло — осколки и пули обходили его стороной. Так что после очередного успешного боя его наградили переводом из штрафной роты в разведвзвод пехотного полка. Рядовым, конечно…

А далее — в разведке молодой боксер оказался очень полезен. В рукопашной схватке его апперкоты мгновенно обезоруживали будущих «языков». И долго бывший курсант, а теперь отличный разведчик, остаться рядовым не мог. Вскоре он вырос в чинах до лейтенанта и начальника разведки полка.

После тридцатого взятого им пленного его командиры, следуя существовавшим положениям о наградах, написали на него представление на Героя Советского Союза и отправили наверх. Из дивизии их одернули: «Вы понимаете, на кого представление на Героя написали?» Как же — бывший враг народа… Хоть судимость и снята была уже к этому времени. Но характер, характер-то его независимый, никуда не делся.

Ну, его наградили орденом Красной Звезды. Был ранен, вылечился, вернулся обратно к своим однополчанам. Потом, после новых рейдов в тыл врага, когда количество взятых им пленных дошло до 50, ему дали орден Красного Знамени. Но он продолжил ходить в немецкий тыл и приводить оттуда пленных… Так дошло все же и до звания Героя Советского Союза. А общее количество взятых Владимиром Карповым языков достигло 79…

Вскоре после присвоения звания Героя он был в очередной раз ранен, на этот раз тяжело, и после излечения на фронт уже не вернулся, поступив в Высшую разведывательную школу Генштаба.

После войны учился. В Военной Академии и в литературном институте. Служил в Средней Азии и писал книги.

В начале 60-х годов ушел в запас полковником и занялся литературой. Был и писателем, и литературным чиновником. Вместе со всей страной вляпался в перестройку. Своих не предавал, за что и был многократно отмечен различной иностранной демократической прессой. Как лгун и сталинист… Самое то для бывшего врага народа…

Полагаю, можно сказать, что честность и отказ от бесчестия даже в условиях, когда это грозило ему смертью, и составляло основу его жизни. И провело его по жизни — от «врага народа» до Героя Советского Союза.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: