День Военно-Морского Флота России: с чего начинался русский флот?
31 июля празднуется День Военно-Морского Флота России, поэтому хочется вспомнить, с чего же начинался русский флот. Разумеется, наши предки умели прекрасно передвигаться по рекам, которые в совсем недавние времена были основными транспортными артериями на просторах нашей родины — и до Царьграда добирались, и по русскому Северу успешно передвигались.
Но делали они это в основном на гребных судах, где могли один или пару парусов поставить, чтобы ветер попутный гребцам помочь мог, но не более.
Нужды в многомачтовых судах с полным парусным оснащением не было — страна-то сухопутной была. Вот и отстали от тех государств, которые выход к морям имели, казалось, почти навсегда.
Первое военное парусное судно европейского типа было построено в России в 1636 году в царствование Михаила Федоровича Романова. Корабль строили в Нижнем Новгороде нижегородские плотники по просьбе голштинского герцога Фредерика III. Только это и было в судне русским, все остальное — и чертежи, и руководители строительства (шкипер, корабельный плотник, пушкарь и прочие) — было голштинским. Да и предназначен корабль был для голштинских купцов, которые на нем должны были ходить по торговым делам в Персию.
«Фредерик», так назывался корабль в честь заказчика, должен был быть первым из десяти подобных судов, его для пробы строили. 30 июля 1636 года корабль, на котором находилось 126 человек, под голштинским флагом отправился вниз по Волге в Персию. Плыли долго, только через три месяца он вышел в Каспийское море, а еще через две недели попал в жесточайший шторм и шкипер, чтобы спасти людей и груз, был вынужден посадить судно на мель. Люди его покинули и отправились домой, а «Фредерик» местные жители вытащили на берег и разграбили. Опыт оказался неудачным, и остальные корабли строить не стали.
Конечно, «Фредерик» впрямую нельзя отнести к русским военным парусникам, но в истории он считается именно таковым, поэтому заслужил право быть упомянутым.
Первым царем России, которому понадобились военные корабли, оказался Алексей Михайлович, отец Петра I. В то время купцам, отправляющимся вниз по Волге в Персию, сильно досаждали разбойники. Грабили они купеческие караваны нещадно. Было решено построить для охраны купеческих караванов военный корабль.
Глава Посольского приказа боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин для строительства выбрал село Дединово на Оке. Ему государь поручил наблюдать за строительством, вести которое стали голландские корабелы по своему проекту. В их числе был и Карштен Бранд, ставший потом наставником Петра I по морскому делу и его учителем голландского языка, а также строителем потешной флотилии.
Первый русский военный парусник назвали «Орлом», в честь русского герба. Он имел приличное по тем временам вооружение: 22 пищали, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Это был двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный корабль длиной 24,5 метра, шириной 6,5 метра, с осадкой до 1,5 метров.
Строительство было завершено в апреле 1669 года, на корабельные флаги, которые по одной из версий были трехцветные — бело-сине-красные, нашили изображение государственного герба России. Однако капитаном назначили голландца Давида Бутлера, да и вся остальная команда состояла из иностранцев. Глава Посольского приказа боярин Ордин-Нащокин разработал первый Морской устав, утвержденный царем и названный «письмом корабельного строя». Этот документ состоял из 34 уставных статей, содержащих основные правила корабельной службы. Кроме того Ордин-Нащокин назначил команду «солдат-корабельных», также состоящую из иностранцев, которая стала прообразом морской пехоты.
7 мая 1669 года «Орел» поднял паруса и отправился в путь, завершившийся в Астрахани через три с половиной месяца. Вместе с «Орлом» шли построенные на той же верфи яхта, вооруженный струг и две шлюпки. Судьба всех этих судов неожиданно оказалась весьма печальной. В Астрахани их захватили казаки из войска Степана Разина.
Атаман, уверенный, что военный корабль будет использован царскими войсками против восставших, приказал загнать судно в глухую протоку Кутум, где его сгнившие останки были найдены через много лет. Вероятнее всего, восставшие казаки не могли сами использовать корабль для борьбы с властью из-за сложностей управления, вот и решили убрать его подальше.
«Орлу» не суждено было выполнить поставленную перед ним задачу — обеспечить безопасный проход торговым судам на Каспии, в то же время его создание оказало немалое влияние на развитие отечественного кораблестроения. Петр I отмечал:
«Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».
Сегодня любой человек, прогуливаясь по Санкт-Петербургу в прямой видимости здания Адмиралтейства, может, подняв голову, рассмотреть профиль маленького трехпарусного кораблика, который в 1719 году рукой мастера Хармана ван Болоса вознесся к небесам и прикрепился к золотой игле величественного здания Главного командования ВМФ России.
Наступила эпоха Петра I.
Морской историк Феодосий Веселаго в 1875 году писал:
«Первоначальный путь к заветной цели юноше-Петру указало сердце,…а мысль о серьезном значении моря для государства явилась только впоследствии…»
Давайте вкратце вспомним основные вехи в истории России, которая смогла за четверть века пройти путь, на который другим странам потребовались века, и встать в ряд крупнейших морских держав.
В июне 1689 года на Плещеевом озере были построены первые военные корабли: бот «Фортуна», два небольших фрегата и яхты.
В июле 1696 года русская эскадра, построенная на Воронежских верфях, в составе 4 линейных кораблей с флагманом 36-пушечным парусным кораблем «Апостол Петр», 4 брандеров, 23 гребных галер и более 1300 стругов совместно с сухопутной армией осадили турецкую крепость Азов, вынудив гарнизон сдаться.
20 октября 1696 года Боярская Дума одобрила царский указ «Морским судам быть» о выделении средств на новые суда.
В 1700 году Петр I учреждает Андреевский флаг, а через год принимает военно-морской устав, вводит флотские звания, открывает школу математических и навигационных наук — первое военно-морское учебное заведение.
Летом 1714 года разгром шведской эскадры у мыса Гангут, а в 1720 году победа в морском сражении при Гренгаме, поставили точку в окончании двадцатилетней Северной войны. Россия стала преобладать на Балтике.
В 1721 году в России во флоте состояло 25 боеспособных линейных кораблей, больше чем в Швеции, и столько же, сколько в Дании.
К 1745 году Военно-Морской Флот России имел уже 130 парусных судов, в том числе 36 линейных, 9 фрегатов и 85 более мелких, а также 396 гребных судна. Это была значительная сила, которая могла сравниться с флотом любой страны.