Москва. Как возник Измайловский остров?
Мне кажется, что далеко не каждый коренной москвич знает, что в столице есть остров. И речь идет не о лесном массиве, который называется Лосиным островом, а о куске земли, со всех сторон окруженном водой, на котором расположен целый исторический район приличных размеров.
Ну, откуда в Москве населенные острова могут взяться, спросите вы, ведь из относительно широких рек там одна Москва-река течет, а на ней никаких островов не наблюдается. Но, тем не менее, такой остров есть, он рукотворный и возник в XVII веке по повелению Алексея Михайловича — второго русского царя из династии Романовых — в его загородной вотчине, в Измайлове.
Село Измайлово возникло к востоку от Москвы еще в XV веке на землях, принадлежавших великому князю Ивану Калите. Название оно получило по фамилии своих первых владельцев — дворянской семьи Измайловых.
Иван Грозный выкупил село и пожаловал его брату своей любимой жены Анастасии. Так село перешло в собственность боярина, воеводы и дипломата Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Его сыновья взяли себе фамилию по имени деда — Романовы. Внук Никиты Романовича стал первым русским царем из династии Романовых — Михаилом Федоровичем. Его дядя Иван Никитич Романов, один из самых уважаемых бояр, поселился в Измайлово, построил там деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы в память победы над польскими интервентами и начал обустраивать имение.
Молодой царь Алексей Михайлович, вступивший на престол в 1645 году, любил посещать родовое гнездо Романовых, где было заведено большое охотничье хозяйство и куда он зачастую приезжал передохнуть от государевых забот. Его любимой забавой была соколиная охота, вот в Измайлово он ей и предавался со всей страстью.
В конце 1654 года очередной владелец села, боярин Никита Иванович Романов, скончался и имение перешло в собственность Приказа Большого Дворца. В 1662 году после подавления Медного бунта возникла необходимость в серьезных реформах. В их рамках в 1663 году царь решил переустроить усадьбу, превратив ее в парадную царскую резиденцию — образец усадеб для своих подданных и иноземных гостей.
Прежде всего двумя плотинами перегородили речку Робку, создав два пруда — Виноградный и Серебряный, существующих по настоящее время. Пруды соединили каналом, и образовался рукотворный остров, в центре которого расположилась царская усадьба. По желанию государя на острове помимо дворцового комплекса был создан уникальный питомник, в котором пытались выращивать не только растения, присущие Руси, но и южные культуры, такие как тутовые деревья, виноград, арбуз, туркменские и бухарские дыни. Царь замыслил выращивать там миндаль и финики, хлопок и астраханский перец, кизил с Кавказа и груши из Венгрии. Всем этим занимались специально завезенные в Москву иностранные садовники.
На больших площадях вокруг острова — где под открытым небом, а где в оранжереях — разбивались декоративные сады и огороды. В специально построенных хозяйственных сооружениях находились мельницы, медоварни, пивоварни и маслобойни, где перерабатывалась вся выращенная продукция. Рядом был построен стекольный завод, производивший посуду, которой пользовались во дворце, а также преподносили иностранным гостям для передачи их властителям.
На самом острове за четверть века был создан грандиозный дворцовый комплекс, включающий, помимо царских хором, храмов и хозяйственных построек, придворный театр, придворный зверинец с лосями, оленями, медведями, соболями и множеством других животных, включая даже львов, тигров и барсов. Устраивались там «звериные потехи» и излюбленная государем соколиная охота.
По образному определению известного историка Забелина, все это напоминало не Государев двор, а скорее «хозяйственный хутор», соединяющий русские, западноевропейские и восточные традиции и практики.
Попасть на остров можно было по 14-пролетному белокаменному мосту через замыкавшую его Мостовую башню, являвшуюся одновременно колокольней Покровского собора. На первом ярусе башни находились стрельцы, а верхние помещения предназначались для заседаний Боярской Думы. В центре острова в форме каре, окруженного деревянной стеной с семью воротами, располагался Государев двор. Позднее неподалеку с правой стороны был возведен монументальный храм Покрова Пресвятой Богородицы, на клиросе которого в детстве читал будущий император России Петр I. В соборе стояла икона праздника Покрова Пресвятой Богородицы, специально изготовленная в рост семилетнего царевича Петра Алексеевича.
Парадная часть Государева двора состояла из трехъярусного рубленого дворца, в котором семь срубов были соединены системой сеней и переходов. На третьем ярусе располагались светелки, искусно перекрытые различными по форме и окраске кровлями. Царская половина дворца состояла из ряда жилых помещений, соединенных друг с другом, и столовой. Выше находились покои царицы, царевичей и царевен. Слюдяные окна дворца прикрывались яркими занавесками. Искусно украшенный карнизами, гребнями и маковицами дворец производил величественное впечатление.
К хозяйственной части дворцового комплекса относились каменные палаты Сытного, Хлебного, Кормового дворов, угольная палата, ледники для хранения пищи и вин. Передние и Задние ворота замыкались палатами с коновязями, где располагались стрельцы.
Также на острове были Приказная палата и Съезжий двор, где дьяки и подьячие осуществляли делопроизводство.
По прошествии нескольких лет село Измайлово утратило свое хозяйственное значение и превратилось в любимую усадьбу царской семьи, куда государь с домочадцами отправлялись просто отдохнуть и развлечься. Наезжали они туда регулярно с мая по октябрь, бывало, останавливаясь там надолго. Там же принимали иностранных послов, там же заседала в это время Боярская Дума. В усадьбе при царе постоянно находились руководители главных приказов, а также Царской и Царицынской мастерских. В этой связи каждый выезд царя в Измайлово представлял собой особую церемонию. В поездке государя сопровождало до тысячи человек, десятки телег везли все необходимое, включая одежду, обувь, постельное белье, кровати, ковры, книги, письменные принадлежности и многое другое.
Когда-то еще один из первых владельцев усадьбы Никита Романов приобрел в Англии небольшой ботик и привез его в Измайлово. В мае 1688 года на старом льняном дворе шестнадцатилетний Петр I нашел его гниющим, совместно с голландским корабельным мастером Карштеном Брандом восстановил и назвал «Святой Николай». Позднее он плавал на нем вокруг Острова и по Яузе. Это был знаменитый ботик, прозванный императором «дедушкой русского флота», а Измайлово Петр I именовал его «колыбелью».
В честь 300-летия Российского флота и в память об этих событиях в 1998 году на Измайловском острове был установлен памятник Петру I.
В 1767 году по указу Екатерины Великой обветшавшее здание царского дворца и каменный мост, который вел к Мостовой башне, были разобраны.
Позднее, во время нашествия Наполеона, французские солдаты разграбили Покровский собор, его фундамент стал разрушаться, служба в нем была прекращена и вся усадьба, создававшая когда-то впечатление райского сада на земле, пришла в запустение.
Продолжение следует…