Как покоряли Эльбрус?

Генерал Эммануэль, инициатор первого восхождения на Эльбрус, знал, как организовываются штурмы — если не горных вершин, то крепостей.

21 июля он собрал казаков и черкесов и объявил, что тот, кто первым поднимется на восточную вершину Эльбруса (штурмовать решили ее), получит 400 рублей. Второму, кто достигнет вершины (или, по крайней мере, продвинется к ней дальше всех) будет выдано 200 рублей. Тем, кто пройдет по снегу половину расстояния до вершины, тоже была обещана награда. Снега начинались совсем недалеко, на высоте 3000 метров над уровнем моря.

Подъем начался в десять часов утра. В составе штурмовой группы были Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер и Бернардацци. Их сопровождали 20 казаков и пятеро черкесов, тех, кого «прикомандировал» к генералу Эммануэлю Ислам Крымшаухалов. Остались известными имена только двоих из них: Хыйса Хачиров и Ахия Соттаев.

Перед выходом из лагеря Хыйса Хачиров приказал всем намазать вокруг глаз коричневую мазь из разведенного в воде пороха. Это была защита от яркого, слепящего, солнечного света, замена современных темных очков у альпинистов. Так, с зачерненными лицами, участники восхождения двинулись в путь.

Линии снегов они достигли через 6 часов подъема. Здесь, на высоте 3000 метров, было решено провести ночь. Стоянку устроили в небольшой котловине из черных глыб, на дне которой было озеро из подтаявшей снеговой воды. Свидетели пишут, что они были потрясены красотой ночи высоко в горах. Серебристая луна освещала окружающий снег и делала небо слегка голубоватым. Чернели окружающие скалы и тени от камней на склоне. Ночь стояла ясная и холодная.

Хыйса Хачиров был этим доволен. Холодная ночь, по местным приметам, предвещала ясный день, что и было необходимо для удачного подъема на вершину.

22 июля 1829 года в три часа ночи отряд возобновил подъем. Через четверть часа хода восходители оказались в зоне вечных снегов. Сначала подъем был нетрудным, но потом пришлось прорубать в снегу ступени. Взошло солнце, и у поднимающихся дыхание замерло от развернувшейся перед ними панорамы первой цепи Кавказских гор.

Отряд стремился подниматься как можно быстро. Взошедшее солнце начинало растапливать снег, ноги стали проваливаться, и передвижение становилось все более затруднительным. Но разреженный на высоте воздух давал себя знать. Люди задыхались, губы горели, глаза слепило, несмотря на зачерненные порохом лица. Голова кружилась, все силы иссякли так быстро, что потребовался отдых. Это была высота 4670 метров. Отдыхали под огромной черной скалой, где отыскали пространство, свободное от снега.

Добравшись до высоты 4800 метров, штурмовая группа разделилась. Ленц, два черкеса и казак Лысенков продолжили подъем. Купфер в сопровождении остальных трех горцев и нескольких казаков стал спускаться к базовому лагерю. Спуск был опасным и тяжелым, потому что взошедшее солнце частично растопило снег. Он теперь не выдерживал веса путников. Легко было провалиться вниз, в одну из раскрывавшихся пропастей. Спускавшиеся попарно связали себя веревками, чтобы была возможность помочь друг другу. Опыт карачаевских проводников помог и здесь. Группа Купфера спустилась более коротким и удобным путем, нежели поднималась.

Христиан Ленц продолжал подъем на вершину с двумя горцами и одним казаком. Пройдя по каменным уступам, они вышли к снежному полю. Вершина была почти что рядом, но снег был уже настолько рыхлым, что преодолеть это относительно небольшое расстояние казалось невозможным. На каждом шагу человек проваливался по колено, по пояс, а иной раз и по плечи. Можно было и вообще исчезнуть в глубоком снегу с головой. Проползти по снегу? Тогда не удастся вернуться в лагерь до наступления темноты. Немного не дойдя до вершины, Ленц начал спускаться.

Хыйса Хачиров раньше не забирался на такие высоты, где воздух был слишком разрежен. Но у него была привычка к высокогорью, поэтому он не устал и не потратил лишнего времени на отдых. Он успел пройти по снежному полю до 11 часов, до того, как солнце стало растапливать снег. Теперь он уверенно двигался к вершине и в полдень 22 июля 1829 года достиг высшей точки восточной вершины Эльбруса.

Генерал Эммануэль, следивший за восходителями в подзорную трубу из нижнего лагеря, увидел, что один из черкесов (снизу он не мог разобрать, кто это был) добрался до вершины горы. Генерал приказал ударить в барабан и сделать несколько выстрелов из ружей, чтобы оповестить всех о покорении самой высокой горы Европы. Правда, тогда никто не знал, в Европе ли находится Эльбрус, или уже в Азии.

В знак своей победы Хыйса Хачиров захватил с вершины большой камень и с этим камнем спустился в нижний лагерь по другой тропе быстрее, чем туда возвратились обе группы, до вершины не дошедшие. Вечером в присутствии всех он получил от генерала причитающуюся ему награду и еще кусок сукна на кафтан.

Эльбрус был покорен! В честь этого генерал Эммануэль приказал выбить на одной из скал, окружавших нижний лагерь, памятную надпись. Эта надпись сохранилась до нашего времени.

Следующее восхождение на Эльбрус состоялось через 40 лет, в 1868 году, группой английских альпинистов, которые потом совершили восхождение на другой кавказский пятитысячник — Казбек. Англичан сопровождал проводник А. Соттаев, участвовавший в первом подъеме к вершине Эльбруса.

Английские же альпинисты в 1874 году совершили восхождение на Западную вершину. Их также сопровождал А. Соттаев.

В 1920—1930-е годы маршрут к вершине Эльбруса был хорошо освоен и на него неоднократно поднимались большие группы спортсменов и альпинистов. Во время войны немецкие альпинисты добрались до обеих вершин Эльбруса и установили там штандарты горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».

Когда Гитлеру доложили об успехе горных стрелков, он разразился бранью. Во-первых, ему не нужны были спортивные достижения. Во-вторых, фашисты не собирались переходить в Закавказье через горные перевалы, а хотели прорваться туда через Сухуми. А в-третьих, на самой высокой вершине Европы, конечно же, следовало водрузить не какие-то там вымпелы, а флаг Германии. Поэтому через несколько дней немецким альпинистам пришлось повторить восхождение, неся с собой красные флаги с черной свастикой в белом круге.

Эти флаги убрали с вершины Эльбруса советские воины в феврале 1943 года.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: