Великое переселение народов. Осетины - кто они?
Поэт Александр Блок, человек романтичный, как и положено поэту, когда-то написал: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы». И тем самым он как бы причислил всех русских к народу, кочевавшему в стародавние времена по степям между Волгой и Дунаем.
Приблизительно тот же вывод следовал из школьных уроков истории, где скифам уделялось довольно много внимания, а после сразу переходили к изучению Киевской Руси. Значит, скифы — предки славян? А русские — потомки скифов?
А вот и нет! Ныне живущие потомки этого кочевого степного народа — осетины. У ученых по этому поводу нет причин для разногласий. Скифы — кочевники, пришедшие в степи Причерноморья по пути, по которому шли потом в Европу многие кочевые племена: из Центральной Азии, через Иранское нагорье и прикаспийские степи.
Древние греческие географы Скифией называли степной пояс, тянущийся по Северному Причерноморью, через низовья Волги и Урала и дальше на Восток. Соответственно, всех, кто в этой степи жил, они называли скифами.
Конечно, это были разные племена и народы. Но с точки зрения греков, изредка попадавших в эти дикие места, все они были на одно лицо: светлокожие, обильно бородатые, высокие всадники, одетые в звериные шкуры и с войлочными шапками на головах. Все они говорили на схожем языке, значит, по мнению греческих торговцев, были одним народом. Но особенно разбираться в сортах народов, которые населяли эти Посейдоном забытые места, у немногочисленных греков, забравшихся так далеко на север, не было ни времени, ни желания. Жить в бескрайней степи, далеко от милого их сердцу моря, могли только дикари. Это элементарно!
Между тем кочевникам, скотоводам, приручившим лошадей, в этих местах было раздолье. Все реки здесь текут в направлении с севера на юг в разные моря: в Черное, в Азовское, в Каспийское. Реки эти не слишком многоводны, через них легко переправиться. С другой стороны, в реках этих достаточно воды, чтобы питья хватило и людям, и животным. Кстати, названия многих больших рек в этих местах скифского происхождения: Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай…
А главное, реки эти находятся недалеко одна от другой. На лошадях или на верблюдах — день перехода от одной воды до другой. Остановишься у одной реки, попасешь здесь скот, пока не подъедят животные всю траву, а потом — снова в поход, переезжаешь к следующей реке. Таким образом кочевники перемещались по Великой степи с востока на запад за один, в крайнем случае, за два сезона.
На западе их перемещение ограничивал широкий Дунай и поднимающиеся чуть дальше к северу Карпатские горы. Преодолевать эти природные преграды, искать приключений степнякам особой нужды не было. Они разворачивали свои стада и гнали их теперь уже с запада на восток по знакомой степи. И не факт, что с востока возвращались эти же племена. Если на западе преграды были природного свойства, то с востока, из степей Центральной Азии, шли другие кочевники. Кровавые стычки, войны, поглощение и слияние племен и племенных союзов… Кто их учитывал, кто записывал?
Скифские племена, называвшие себя аланами, появились в предкавказских, приазовских и причерноморских степях в начале первого века христианской эры. С приварком у лихих всадников все было нормально. Они нашли проходы через Кавказский хребет и периодически затевали разбойные набеги на очаги цивилизации. Просачивались в Закавказье и в Малую Азию, «навещали» Крым.
В четвертом веке из глубин степей Центральной Азии в Европу хлынули гунны. По выражению большого знатока этих племен Л. Н. Гумилева, они были ужасно пассионарны, а если говорить простым языком, были более дикими, чем аланы, тоже не шибко цивилизованные. В 327 году аланы потерпели от гуннов поражение и присоединились к их племенному союзу. Карпатские горы не задержали гуннов. Они отыскали здесь проходимые для всадников перевалы и, преодолев их, попали на Придунайскую равнину. Римляне эти места называли Паннонией.
Гунны облюбовали для себя Паннонию, но аланы здесь не задержались. Незначительное их число осело на берегах Дуная. Потомки этих аланов дожили до наших дней. В Венгрии их называют ясами.
Большая часть аланов продолжила движение на запад вместе с гуннами и примкнувшими к ним племенами сарматов (тоже иранского происхождения), а также германскими племенами готов и вандалов. По землям цивилизованной Римской империи пролегали мощенные дороги хорошего качества. Дороги эти, согласно поговорке, все вели в Рим, куда очень быстро через Галлию и северную Италию добрались варвары на быстрых и выносливых конях. Собственно говоря, грабежом Вечного города вандалы и прославились. После этого во многих европейских языках возникло роскошное слово «вандализм».
Впрочем, лишь малая часть аланов и вандалов осела на Апеннинах. Они добрались до Иберийского полуострова, который был самой западной оконечностью прежней Римской империи. В начале 5 века тут возникли многочисленные королевства вандалов.
Но самые пассионарные варвары не успокоились, дойдя, казалось бы, до края света. Они переправились через Гибралтар в Африку. В 439 году на землях, которые в бывшей Римской империи назывались провинцией Карфаген, образовалось королевство вандалов и аланов. Королевство отстояло свою независимость, воюя с местными жителями — племенами берберов. Но поскольку лучшая оборона — наступление, отбившись от берберов, лихие ребята вандалы и аланы тут же принялись за завоевание Балеарских островов и Сицилии.
Только Византийская империя оказалась пришельцам не по зубам. В 6 веке Византия завоевала и покорила новое королевство. Имперский опыт говорил, что завоеванные народы следует переселять куда-нибудь подальше от тех мест, где они обитали. Аланов переселили на другой конец империи, к предгорьям Кавказского хребта.
В те давние годы считалось, что весь мир располагается вокруг Средиземного моря. Потому-то это море так и называлось. Таким образом, аланы оказались единственным народом в мире, которому удалось совершить натуральное путешествие вокруг света. Уйдя в 3 веке от предгорий Кавказа, они вернулись туда же через три столетия, пройдя огромное расстояние по просторам Европы и Африки. Уже позже, во времена завоеваний Тимура, аланские племена, чтобы уцелеть, ушли в горы и обосновались там.
По пути с Северного Кавказа на Северный Кавказ аланы провели в Северной Африке и в Европе более чем двести лет. Это не могло не оставить следа в европейской культуре. Аланские топонимы можно отыскать и в Венгрии, и в Румынии, а также во Франции, в Швейцарии, в Северной Италии и, естественно, в Испании и в Португалии. Например, название одной из провинций современной Испании — Андалузия, производное от «Вандалузия».
Для многих покажется удивительным то, что именно аланы внесли большой вклад в появление в Европе рыцарства. Ведь они были прирожденными всадниками. Рыцарские доспехи происходят от боевой экипировки аланов и сарматов. От аланов тактику конного боя переняли и германцы, и те же вандалы и готы. В седле варвары сидели лучше римских воинов. Польские шляхтичи, люди, как известно, весьма кичливые, гордо возводили свое происхождение к сарматам. В моральном кодексе и этике европейских рыцарей ученые обнаружили аланскую основу. Более того, имя короля Артура и легенды о рыцарях круглого стола, как говорят те же исследователи, имеют аланское происхождение.