Орден Трудового Красного Знамени. Как и когда появились первые советские коллективные награды?
Эта годовщина осталась незамеченной не только в России, но и в Туле, и в других городах, имеющих непосредственное отношение к исторической дате — 95-летию первого награждения предприятий высшим в то время орденом Трудового Красного Знамени.
Награждая в лице тульских Оружейного и Патронного заводов настойчивость, энергию и ревностное исполнение долга, рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность эту в пример другим работникам на обширном поприще народного хозяйства Республики,
— подчеркивалось в наградной грамоте Президиума ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет — Ред.), датированной апрелем 1921 года.
Орден Трудового Красного Знамени стал второй советской наградой, учрежденной в годы гражданской войны. Он был введен в декабре 1920 года постановлением VIII Всероссийского съезда Советов
«в целях отличия перед всей Республикой Советов групп трудящихся и отдельных граждан, проявивших особую самоотверженность, инициативу, трудолюбие и организованность в разрешении хозяйственных задач». ВЦИКу было поручено «установить форму „Ордена Трудового Красного Знамени“ и его знака, равно как и определить условия их присуждения».
Съезд также принял обращение к гражданам России, декларирующее переход от гражданской войны к мирному строительству и призывающее:
К труду же, рабоче-крестьянская Россия! Честь и слава тому заводу, тому сельскому обществу, тому отдельному работнику, кто первым получит от Республики орден Красного Трудового Знамени!
Первоначально коллективам вручались лишь наградные грамоты, сами ордена были изготовлены позже. Всероссийский конкурс на рисунок «знака первого трудового пролетарского отличия» ВЦИК объявил 14 апреля 1921 года и в марте 1922-го подвел итоги, назвав победителем молодого красноармейца С. И. Куклинского. По его эскизу, утвержденному комиссией ВСНХ с незначительными изменениями, Московский платиновый завод получил задание изготовить первую партию орденов.
Тульский оружейный и патронный заводы были отмечены новой наградой в первой группе награжденных предприятий, куда также вошли Путиловский (Кировский) завод, Охтинский и Шосткинский капсюльные заводы. В протоколе заседания Президиума ВЦИК от 28 апреля 1921 года, на котором утверждался текст наградных грамот, говорится:
«Трудовой подвиг Тульских оружейного и патронного заводов в том, что тульские заводы, имея уже изношенное еще в империалистическую войну оборудование, при тяжелом продовольственном положении рабочих в 1919—1920 гг., при недостатке снабжения заводов материальными средствами, при недостатке инструментов, несмотря на топливные затруднения, под угрозой захвата Тулы бандами Деникина, из месяца в месяц выполняли положенную им программу производства винтовок и патронов для снабжения Красной Армии».
Действительно, в годы гражданской войны Тула произвела две трети стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также 100% пулеметов «Максим», выпущенных в стране. По данным историков, за 19181920 годы два награжденных завода дали около 667 тысяч винтовок, свыше 15 тысяч пулеметов и 13 тысяч револьверов, более полумиллиарда патронов. «На военных заводах Тулы держалась вся Красная Армия», — писала газета «Правда» в октябре 1920 года.
Орденские знаки и наградные грамоты тулякам были вручены 7 ноября 1923 года на праздновании 6-й годовщины Октябрьской революции. А всего по республике за 19211933 годы высшим трудовым орденом были награждены 43 предприятия.
Конечно, при награждении, как и на похоронах, говорится только хорошее. Но мы-то знаем, особенно теперь, почти век спустя, какого моря крови стоила Советам победа в гражданской войне. Знаем, сколько людей полегло с обеих сторон в братоубийственной бойне, какие лишения и страдания довелось претерпеть выжившим, какой ценой давались трудовые победы награжденным заводам, городу оружейников, всей стране.
Все это было, и это — неотъемлемые страницы истории, в которой нам есть чем гордиться и чего стыдиться, но забывать о которых нельзя хотя бы ради того, чтобы избежать новых кровавых потрясений.