Что приобрела Россия в Семилетней войне? Бесценные уроки

240 лет назад началась война, называемая Семилетней. Ее же полным правом можно назвать Самой Первой мировой. В отличие от двух мировых войн 20 века, Самая Первая шла и за океаном. Она началась в американских колониях, откуда военные действия быстро перекинулись в Европу, ставшую основным театром войны. Как и обе мировых войны 20 века, Семилетнюю войну инициировала Британия.

Но здесь не о Семилетней войне вообще, а о России в ней. Для России это более чем знаковое событие. По сути, первая европейская война, где участвует Россия. Северная война со Швецией — не то, там русские воевали на своей и сопредельных территориях, отстаивая свои прямые интересы. Теперь же война шла вдали от границ России, да и русских интересов прямо не затрагивала.

Наверное, тогда Россия впервые громко заявила о себе на международной арене. Дорогой ценой, но русские выдержали три крупных сражения: при Гросс-Егерсдорфе, Цорндорфе, Кунерсдорфе. Выдержали более чем успешно: в первом и третьем победили русские, Цорндорфское сражение закончилось «вничью». Хотя и там русские показали себя достойнейше, что отметил сам Фридрих II, едва не попавший в плен под Кунерсдорфом.

Но сейчас не о Фридрихе Великом, а о России. Приобрела ли она что-то, кроме уважения от прусского короля?

Хотя и уважение величайшего полководца Европы дорогого стоит. И другие участники войны смогли оценить русскую армию. Несмотря на то что во всех сражениях при значительном численном перевесе, у русских и потери всегда больше. А ведь лишь при Гросс-Егерсдорфе русская армия выходила с защищенной позиции. Правда, неизвестно, хотели выйти «в поле» или выйти, чтобы продолжить марш. Да и не успела — встретила пруссаков на выходе из леса, так что бой шел нетипично, на сильно пересеченной местности.

Сражения же при Цорндорфе и Кунерсдофе русская армия ведет в обороне. При Цорндорфе — большим каре, с резервами в центре. Атаковать и просто маневрировать таким построением затруднительно, и русская армия в основном стоит, отбиваясь от непрерывных атак пруссаков. Все это напоминает архаичную тактику московитов — бой из-за гуляй-городов, повозочных передвижных укреплений. Если упрощать: защищенные повозки ставятся в круг, образуя кольцевое укрытие, из-за которого войско отстреливается, в нужный момент выходя в атаку… на вылазку.

К Семилетней войне гуляй-городов давно не было, а тактика осталась. Осталась идея: вынудить противника атаковать — желательно, подготовленную оборонительную позицию. Так было за 30 с лишним лет до того, под Полтавой. И почти так же — при Кунерсдофе, где прусская армия вынуждена штурмовать расположившиеся на холмах союзные русско-австрийские войска. И даже при этом пруссаки уже в начале боя вывели из строя неудачно расположенную русскую артиллерию. И не просто расстреляли — а захватили!

Конечно, не только русские использовали оборону на укрепленных позициях. И Фридрих при надобности защищался в полевых укреплениях. Но это все же не было главным методом того времени. Фридрих, а следом и его противники придерживались более активной наступательной тактики. И русская армия в итоге научилась. Под Кунерсдорфом фельдмаршал Салтыков, начав с обороны на позициях, перешел к активной тактике. Первый этап, кстати, союзники проиграли. На втором — победили, вернув свою, захваченную в первый день пруссаками, артиллерию.

Так что русская армия и научилась многому, и силу свою почувствовала: дважды — в серьезных сражениях — побеждать прусскую армию; под Кунерсдорфом — разбить самого Фридриха.

Вполне успешно русские действовали и на театре войны. Да, фельдмаршал Апраксин проявлял «странную» пассивность, не преследуя побежденную прусскую армию — но на то были политические причины. В военном же деле, например, русская армия продемонстрировала способность к быстрым рейдам. Впервые взяла (хоть и «всего» на 4 дня) Берлин.

Впервые же взяли и Восточную Пруссию. В отличие от Берлина, на 4 года. Вернули, но здесь снова вмешалась политика!

В Семилетнюю войну впервые заявил о себе П. А. Румянцев — один из крупнейших полководцев, прославившийся уже при Екатерине Великой. Румянцева считал своим наставником А. Суворов. Именно Румянцев перешел к более мобильной войне; именно он разбил построение большим каре на ряд более мелких каре. Стало возможно маневрировать на поле боя, манипулировать отрядами. Позже Суворов пойдет дальше — к стремительным дальним переходам, внезапным ударам с марша; к дроблению армии на еще более мелкие каре.

Да и сам Суворов получил боевое крещение именно в Семилетней войне. Причем занимался именно мобильной, «диверсионно-партизанской» войной: рейдами по тылам, использованием казаков и пр. Не это ли определило его дальнейшие тактические предпочтения?

Материальные приобретения России в войне исчерпывались Восточной Пруссией. Да и ту Петр III вернул Фридриху. Можно сожалеть о «сумасбродстве» императора — хотя не дело судить исторических персонажей. Так ведь и Екатерина II, в сумасбродстве не замеченная, продолжила сближение с Пруссией. Взаимное — Фридрих Прусский счел, что стоит дружить с Россией. Оказавшись, по итогам войны, одной из сильнейших стран Европы, Россия становится полноправной европейской державой.

Что же до материальных приобретений… Без них не остались. Да, Пруссии вернули Восточную Пруссию. Через 10 лет, при первом разделе Польши, Россия приобрела почти втрое большие территории. А впереди были еще два раздела…

Отданную же Фридриху Восточную Пруссию можно считать залогом дружбы. Когда в 20 веке Германия (когда-то объединенная Пруссией) напала на СССР (бывшую Россию) — наша страна, победив, возвратила себе залог…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: