Можно ли не платить транспортный налог?
Транспортный налог оплачивают ежегодно все владельцы автомобилей. При этом сумма оплаты зависит от мощности машины, принимаемой за налоговую базу, и ставки налога, которая различна в разных регионах страны. Поэтому за одинаковые транспортные средства жители разных областей, бывает, платят по-разному.
Например, в Пермском крае налоговая ставка на легковые автомобили с мощностью до 100 л.с. составляет 25, в Курске — 15, в Москве — 12, в Санкт-Петербурге — 24. Умножаем мощность двигателя на ставку и на месяцы владения автомобилем за отчётный год — получаем сумму налога. Недавно были введены повышающие коэффициенты для автомобилей премиум-класса, некая разновидность «налога на роскошь».
Транспортный налог был введен в 2003 году (если быть точным — в 1994, но тогда он взимался только с организаций). Цель его введения была озвучена благая: повышение доходов дорожного фонда, направление дополнительных средств на ремонт дорог. А в 2009 году его решили заменить дополнительным акцизом на топливо, собирать средства в дорожный фонд через отчисления от цены топлива. Суть изменений: кто ездит — тот и платит. Больше ездишь — больше расходуешь бензина — больше платишь. Такая схема работает в большинстве стран мира.
Сбор налога через акциз более правильный и справедливый. Транспортный налог должны были отменить в течение трёх лет, но… не отменили. Региональные власти (а транспортный налог идет именно в регионы, точнее, остаётся в них) выступили против отмены: пострадают местные бюджеты. А акцизы на топливо ввели и не забывают регулярно их повышать, как, впрочем, и ставку транспортного налога. Получается, что автомобилисты платят дважды: сперва покупая бензин, в стоимость которого заложен акциз на топливо, а затем оплачивая и транспортный налог.
Абсурдность ситуации очевидна для всех, и многие законодатели неоднократно выступали с предложением отмены транспортного налога. Но увы, законопроекты каждый раз отклонялись. Обосновывался отказ необходимостью пополнения местных бюджетов, средства которых — в том числе — расходовались на строительство и ремонт дорог. Но и строят, и ремонтируют дороги крайне неважно, поэтому автолюбители справедливо возмущаются и не желают платить транспортный налог.
Но ведь его можно не платить! Причём на вполне законных основаниях. Первый, самый лёгкий вариант: оформить автомобиль в собственность льготника — лица, имеющего льготы по оплате налогов, например, инвалида первой или второй группы. Или даже вообще на несовершеннолетнего, который по действующему законодательству полностью освобождён от уплаты налогов. Никто не может вам помешать записать автомобиль на малолетнего сына или дочь и полностью освободиться от обязанности платить налог на машину. В некоторых регионах существуют дополнительные категории льготников по транспортному налогу — например, от его уплаты могут быть освобождены (полностью или частично) пенсионеры. Платить налог обязан собственник автомобиля, а не тот, кто его фактически использует.
Далее: для оплаты налога вы должны получить соответствующее уведомление. Если уведомление не получено вами в определенный для уплаты налога срок или не получено вовсе — у вас есть все основания для того, чтобы не оплачивать налог. Если со дня крайнего срока оплаты налога прошло 6 месяцев, налоговые органы уже не вправе взыскивать его.
Транспортный налог также не взимается, если автомобиль находится у вас в лизинге, в этом случае его платит кредитующая организация.
Свободны от налога автомобили с иностранными номерами. Собственником такого автомобиля является иностранец или гражданин России, имеющий вид на жительство в другом государстве.
Однако если транспортный налог вы платить обязаны — лучше оплатить, иначе придется иметь дело с судебными приставами, обязанностью которых будет взыскание с вас налога с учетом пени. Как говорится, «заплати налоги и спи спокойно»!